МИСТИКА ВОЛОС.

  О мистической силе волос говорят многие мифы. Древневосточных и античных богов, евангелистов и апостолов чаще всего изображали с длинными волосами, что указывало на их физическую стойкость и духовную твердость. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.

Например, очень короткие волосы пользовались недоброй славой. В Ирландии верили, что люди с такой стрижкой поддерживают связь с потусторонними силами, потому что «ежик» на голове как будто всегда стоял дыбом от ужаса при контактах с нечистью. Не менее важную роль в мистической оценке волос играет и цвет.

 

Белые и отливающие золотом напоминали о божественном свете и символизировали бессмертие. С такими длинными локонами обычно на византийских иконах рубежа XII и XIII веков изображали ангелов.

 

Каштановые указывали на сильную внутреннюю энергию человека.

 

Медно-рыжие были связаны с богиней Венерой, являющейся для многих верующих олицетворением прелюбодеяния, поэтому этот цвет якобы свидетельствовал о развратном и демоническом характере. Немудрено, почему венецианские художники куртизанок изображали только рыжеволосыми.

 

Женщин с красновато-рыжими волосами обвиняли в причастности к сообществу злых духов. Этот цвет был знаком нравственного падения и предательства. С такими волосами изображали Иуду. Столь же мрачной репутацией были наделены и чёрные волосы. Они как бы несли на себе след адской копоти и отпечаток зла. Черноволосыми в воображении наших предков были дьявол и адские демоны, а в брюнетках подозревали скрытых ведьм.

 

ДРЕВНИЕ ПОВЕРЬЯ В Западной Сербии, подстригая волосы детям, оставляли прядь на голове — «на счастье». В Германии давшие обет мести не стригли волосы, чтобы сохранить силу и остаться физически неуязвимыми. Франкским королям с детства не стригли волос, а если это случалось — необязательно добровольно, то служило знаком отказа от прав на престол. В Средние века верили, что вредоносная сила колдунов и ведьм через волосы уходит в пространство и отравляет его. Поэтому палачи священной инквизиции перед пыткой сбривали им все волосы на теле. Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии душевного потрясения, следуя ветхозаветному предписанию в печали «отречься от волос и бросить на них все злое». Жертвуют свои волосы Богу как частицу самого себя индийские брамины и буддийские монахи. Они бреют себе головы, тем самым подчеркивая свое рабское подчинение божеству.

 

До сих пор сохранилось поверье, что не следует выбрасывать волосы после стрижки, чтобы не привлечь беды и болезни. Их сжигают, смывают в унитазе, прячут под порогом дома или в дупле старого дерева. Стараясь помочь больному, его волосы, в которых могла находиться болезнь, закручивали на ветке дерева или отдавали на съедение собаке, полагая, что недуг перейдет в растение или на животное. Однако волосы близкого человека старались иметь при себе. После его смерти их хранили в особых красивых шкатулках или делали из них браслеты и амулеты. Особой мистической значимостью был наделен узел из волос. Как узел на веревке и любое кольцо, он магически «запирал» человека и вводил его в замкнутое, то есть безопасное пространство. До сих пор в некоторых местностях не забыто верование-традиция, что ребенку до года нельзя обрезать волосы. Наши предки верили, что девушка с длинными волосами приносит в семью счастье. Также считали: если девушки с распущенными волосами побегают по полю, будет хороший урожай.

 

С помощью волос гадали, предсказывали будущее. Сюда же относится и традиция покрывания головы замужней женщиной. Она уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.

 

В статье использованы материалы из книги С.В. Горожаниной Л.М. Зайцевой

«Русский народный свадебный костюм».

© 2001-2019  Школа классической космоэнергетики «Путь Нагваля»

  • Vkontakte Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon